среда, 10 октября 2007 г.

Комментарии к статье "Школьный Интернет, электронный журнал, виртуальное расписание…"

http://babr.ru/?pt=news&event=v1&IDE=40295

Очень любопытная беседа :)

Представители управления образованием совершенно не представляют, что информатизация образования - процесс комплексный, а не последовательный.
На вопрос "Существует ли программа, в которой прописано внедрение новых технологий в образовательный процесс...?" Нина Троицкая отвечает: "Пока рано говорить о массовом внедрении новых технологий в школы. Для этого необходимо выйти на определенный технический уровень. В настоящее время в нашем регионе закладывается основа информатизации школ".
Сколько же может длиться процесс оснащения и закладываться основа? Кто определяет технический уровень школы, начиная с которого можно внедрять новые технологии? Неужели представители органов управления не понимают, что устанавливая компьютеры в школу сегодня, они догоняют вчерашний день. И не внедрять массово новые технологии в учебный процесс - это означает еще больше отстать. Только параллельность процессов, а не последовательность шагов позволит школе добиться результатов.

Из заявления Натальи Красновой: "...предмет «Информатика и информационно-коммуникативные технологии» стал обязательным с третьего класса. Это нововведение будет способствовать формированию единого образовательного пространства в регионе". Я не уверена, что Наталья Краснова поняла, что сказала. Какая связь между единым образовательным пространством и предметов информатика? Опыт показывает, что предмет информатика сегодня тормозит процессы информатизации в школе, а не развивает их. Информатика стала обособленным предметом, который абсолютно не интегрируется с другими предметами, как это подразумевается в информатизации школы.

Читаем дальше. Интернет в школах :). Подключено 976 школ - впечатляет. А что реально происходит с Интернетом в школах, это кого-то интересует, или весь интерес заканчивается на отчетах? Учителя из глубинки, с которым мне довелось встречаться, открыты к новым технологиям и стремятся узнавать и использовать все новое. Кто им рассказал о тех возможностях, которые Интернет может принести в учебную деятельность? О сервисах Гугла, о вики, о блогах, о социальных фото и видеосервисах, о визуализации любой человеческой деятельности - все это отличные инструменты, которые должно использовать в образовании.
По словам Нины Троицкой, Интернет используется недостаточно эффективно, потому что компьютеры появились не так давно, и учителям надо сначала научиться на них работать. Из моего опыта работы, человек быстро научивается инструменту, когда перед ним стоит проблема, которую надо решать. А какая проблема поставлена перед учителем? Пока только отчитаться.
Современный Интернет стал удобным и доступным для людей без особых навыков. Достаточно уметь печатать и понимать структуру сети, в которой находишься. Сегодня учителям и школьникам нет смысла изучать html, устанавливать пиратские версии вебредакторов, чтобы создать сайт. Появились новые возможности и инструменты (CMS, wiki), когда учителя, учащиеся и их родители могут объединяться в сетевые сообщества над созданием коллективных статей или сайтов. Есть новая точка входа, для школ, только вступающих на путь информатизации. Не нужно повторять опыт прошлых лет, например, делать сайты школ, которыми может управлять один человек - в результате, статичная, устаревшая информация, которую некому даже в архив сложить.
Виктор Шманкевич гордится сайтом своей школы: "Для нас это уникальная возможность рассказать о своей деятельности широкому кругу пользователей". А какова ширина этого круга? Я попыталась включить себя в этот круг. Стала искать в Яндексе сайт школы №12 г. Усолья-Сибирского. Не нашла. Вот и не пойму, то ли круг слишком широкий, что затерялся сайт, то ли слишком узкий, и я туда не вхожа :).

Порадовала фраза Натальи Краевой, о том что в школу письма приходить стали про разные дистанционные олимпиады и конкурсы, дети стали участвовать. Это интересно! А радует то, что кто-то же заботится и рассылает эти письма.

Нет-школа - интересный и нужный проект. Но это управленческий проект, позволяющий автоматизировать мониторинг и управлять информационными потоками в образовательном учреждении. К учебному прпоцессу он, к сожалени, не имеет отношения.

Алла Белобородова упомянула, что "в ИПКРО сегодня работает Интернет-площадка, где мы проводим для учителей дистанционные консультации по новым технологиям, говорим о том, что они дают для развития личности, медиаобразованности и грамотности школьника". А что про это говорить-то? Естественно дают, но только если их применяешь, не раз и не два, а постоянно, как того требует современная жизнь.
Учитель в блоге рассказывает своим ученикам настоящим и бывшим о фильмах и книгах, которые надо смотреть и читать, обсуждает и комментирует их - на этом контексте дети познают гораздо больше, чем в классе в поиске скрытого смысла с помощью учебника литературы.

Леонид Крачевский отмечает, что "у школ есть желание, но им надо помогать. Например, организовать обучение учителей навыкам работы на компьютере и в Интернете. Инициатива снизу должна быть подкреплена общей идеологией сверху. Только тогда у нас будет единое образовательное пространство" Надо, Леонид! Но обучив навыкам работы на компьютере учителей, не будет у нас единого образовательного пространства! Откуда ему взяться-то? Не надо навыки у учителей отрабатывать. Это их личная задача. Учителя надо учить тому, что можно делать с компьютером и интернетом, как их использовать, какие задания давать детям. В основе должна быть проблема, решаемая посредством технологий. А Нина Троицкая все равно стоит на своем: "чтобы внедрить в процесс обучения другие технологии, необходимо создать техническую основу. В этом плане школы нашего региона по большому счету не подготовлены". Хорошая "управленческая" позиция. Подменить информатизацию компьютеризацией. Объявить, что школы технически не готовы внедрять в процесс обучения новые технологии. А потом заявить, что техника уже устарела для новых технологий. Все это никак не увязывается с оптимизмом Николая Гормаша: "современные информационные технологии открывают учителям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учащихся, дают совершенно новые возможности для творчества...".

Комментариев нет: